На пороге нового учебного года 23 августа 2016 года на базе ясли-сада «Айголек» г. Петропавловск состоялось областное августовское секционное заседание педагогических работников сферы дошкольного образования «Обновление содержания дошкольного воспитания и обучения на основе новой философии образования».
В рамках подготовки к новому учебному году основными задачами проведения секционного заседания стали:
- Изучение аспектов обновления содержания дошкольного воспитания и обучения в рамках модернизации системы образования РК и современных требований.
- Определение оптимальных ориентиров деятельности по повышению качества дошкольного образования в рамках реализации общенациональной идеи «Мәңгілік ел».
- Создание условий для профессионального общения педагогов в целях обмена опытом успешной реализации современных образовательных задач и стимулирования их мотивации к непрерывному профессиональному развитию.
78 педагогов области, среди которых методисты районных и городского отделов образования, педагоги дошкольных организаций образования, воспитатели предшкольных классов, были участниками данного мероприятия.
Заседание прошло в формате дискуссионной площадки, позволяющей всесторонне обсудить внедряемые в систему дошкольного образования нововведения.
В начале заседания педагогам проведена обзорная экскурсия «Предметно - развивающая среда дошкольной организации - фундамент полноценного развития ребенка в условиях обновления содержания» и информационно - методическая выставка методических пособий, буклетов «Дошкольное образование - новый курс».
Участники секции с интересом посмотрели видеоролик педагогических достижений педагогов области «Танымды балабақша» с эпизодами занятий в дошкольных организациях, инновационных форм работы с родителями, педагогами, детьми.
Ввела педагогов в дискуссионное поле заседания Сарсенбаева А. Е., главный специалист по дошкольному образованию отдела работы по содержанию и качеству образования УО СКО и с выступлением на тему «Основные аспекты обновления содержания дошкольного воспитания и обучения». По окончанию, которого выступила фокус-группа экспертов, которая сфокусировала и показала преемственность следующих образовательных структур: дошкола, предшкола, начальное звено.
Малмасова А. А., методист РОО Аккайынского района «Модернизация образовательного процесса в дошкольных организациях в рамках обновления содержания нормативно-правовых документов системы дошкольного образования»
Есматова А. К., воспитатель класса предшкольной подготовки школы - лицей «Парасат» Кызылжарского района «Современные подходы к обучению в предшкольных классах в контексте обновления среднего образования»
Исатченко Н. С., воспитатель предшкольного класса Дубровинской СШ Мамлютского района «Профессиональное становление педагога в рамках обновления содержания предшкольного образования»
Пономарева С. А., учитель нач. классов из пилотной школы «Неполная средняя школа № 16» г. Петропавловск, Егорова Н. Н. СШ № 5 г. Петропавловск, Харина Н. Ю., школа-лицей «Дарын» г. Петропавловск - слушатели курсов по обновленной программе «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях новой парадигмы образования».
Затем присутствующие продолжили работу в форме панельной дискуссии «Пути реализации обновления содержания дошкольного обучения и воспитания», роль модераторов сыграли Габдуллина Б. М., методист «ЦМРиИТО» и Батырбаева Н. К., методист я/с «Алтын бесік» г. Петропавловск.
Далее в практической части программы участники своим опытом показали коллегам возможность использования инноваций в работе, образцы которых с удовольствием были продемонстрированы в форме запланированных мастер-классов следующих педагогов:
Тенденции и перспективы развития национальной идеи «Мәңгілік ел» в условиях ДО:
Жусипова Б. К., воспитатель предшкольного класса Чкаловской СШ №2 Тайыншинского района «Формирование нравственно-духовных ценностей у детей предшколы в условиях реализации национальной идеи «Мәңгілік ел» Кенжебулатова М. Т., методист я/с «Родничок» Айыртауского района «Организация работы творческих групп дошкольной организации через призму ценностей «Мәңгілік ел»
Лидерство и менеджмент:
Михальчук Н.В., заведующая я/с «Ак бота» Кызылжарского района «Инновационный менеджмент в управлении дошкольной организации»
Петелина С. А., методист я/с «Айголек» г. Петропавловск «Активные формы работы с кадрами как необходимое условие повышения их профессиональной компетентности»
Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возврата: Кондрат Р. Б., воспитатель я/с «Еркетай» Акжарского района «Театральная деятельность как функциональный подход к развитию речи дошкольников» Мыжиканова С. Ж., учитель английского языка д/с "Алтын бесік" г. Петропавловск «Использование флипчартов в раннем обучении английскому языку»
Инновации в сфере дошкольного образования:
Макенова Ж.Б., воспитатель я/с «Айнагуль» Жамбылского района «Сказочные лабиринты игры - технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста».
Байкенова А. С., инструктор Международной академии ментальной арифметики UCMAS «Ментальная арифметика – эффективная методика развития умственных способностей детей дошкольного возраста»
Используя интерактивные методы, участники активизировали коллег, вовлекая их в игровую и экспериментальную деятельность. Подводя итоги панельной дискуссии марафон вопросов к участникам со стороны присутствующих педагогов доказал, что рассматриваемые темы были актуальны, познавательны. Это еще раз подчеркивает стремление педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности, желание повысить профессиональный уровень.
Затем участники секции продолжили практическую работу в акцент – группах по анализу типовых учебных программ и выделению инновационных подходов в деятельности методической службы, в управлении, к построению методического процесса в дошкольной организации, учебно-воспитательному процессу в предшколе и воспитательно - образовательного процесса с детьми ДО.
Результатом обсуждения стала презентация работы акцент – групп, в процессе которой участники вносили свои предложения и дополнения, которые легли в основу принятых по итогам работы секции рекомендаций.
По итогам прошедшего секционного заседания можно смело сказать: современное дошкольное образование – развивающее и развивающееся.
Рекомендации
августовской секции работников дошкольного образования
«Обновление содержания дошкольного воспитания и обучения
на основе новой философии образования»
Требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения предусматривают:
- привитие общечеловеческих ценностей на основе идеи «Мәңгілік ел» (физическое, поликультурное развитие, патриотическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое воспитание, развитие лидерских качеств и др.)
- формирование знаний, умений и навыков в соответствие с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, его способностями и потребностями на основе интеграции содержания образовательных областей.
Основной задачей дошкольного воспитания и обучения является достижение качества на основе обновления содержания и внедрения в воспитательно - образовательный процесс инновационных технологий.
В целях реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы и модернизации дошкольного образования обновлено содержание следующих нормативных документов:
- Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (далее - ГОСО);
- Общеобразовательной типовой программы дошкольного воспитания и обучения (далее - Типовая программа);
- Образовательной программы предшкольной подготовки (далее - Программа).
Вышеперечисленные нормативные документы направлены на обеспечение преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования, создание условий для интеллектуального и физического развития детей.
В условиях обновления содержания дошкольного образования участниками августовской секции работников дошкольного образования приняты следующие рекомендации:
Методистам отделов образования, курирующих дошкольное образование:
- Провести районные (городские) семинары – совещания по изучению и разъяснению нормативно-правовых документов системы дошкольного образования в рамках обновления содержания.
- Обобщить и распространить опыт лучших дошкольных организаций по использованию новых методик и технологий по предшкольной подготовке.
- Создать банк методических разработок организованной учебной деятельности, мультимедийных пособий с использованием инновационных методов, технологий дошкольного воспитания и обучения.
- Обеспечить реализацию системы кураторства и контроля результативности деятельности методических служб всех уровней.
- Содействовать формированию эффективно действующей системы рейтингов образовательных организаций, способствующих решению административных и управленческих задач.
- Взять на особый контроль переход на новые стандарты в условиях дошкольных мини-центров и малокомплектных школ, выявить лучший опыт.
Руководителям дошкольных организаций:
- Продолжить работу по внедрению принципов инновационного менеджмента и мониторинга качества образования.
- Направить усилия по формированию активной субъектной позиции педагога как основы профессионального и личностного роста, непрерывного образования в течение всей жизни;
- Продолжить работу по созданию и развитию площадок, лабораторий, творческих групп на базе ДО.
- Осуществлять работу по преемственности дошкольной организации и начальной школы.
- Обеспечить внедрение современных образовательных, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, методик обучения, способствующих повышению качества дошкольного образования.
Методистам дошкольных организаций:
- Изучать международный опыт воспитания и обучения детей дошкольного возраста по инновационным технологиям.
- Использовать деятельностные формы методического сопровождения образовательного процесса.
- Создавать условия для разнообразного проектирования образовательного пространства, изменения предметно-развивающей среды.
- Совершенствовать компетентность педагогов в вопросах организации совместной детско-взрослой деятельности (сотрудничества).
- Активизировать работу педагогических коллективов по разработке и выпуску методических пособий.
Педагогам дошкольных организаций:
- Активно использовать деятельностный подход в обучении и воспитании.
- Продолжить работу по развитию исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности дошкольников.
- Применять комплексное психолого-педагогического сопровождение ребенка в дошкольной образовательной организации путем разработки индивидуальной программы развития ребенка с целью создания оптимальных условий его развития на основе постоянного мониторинга.
Педагогам предшкольных классов:
- Осуществлять воспитательную работу по нравственному развитию, воспитанию патриотических чувств, любви к Родине на основе идей «Мәңгілік Ел».
- Внедрять новые модели организации педагогического процесса, ориентированные на компетентностное развитие дошкольников.
- Конструировать процесс воспитания и обучения в условиях обновления содержания на основе организации исследовательской и проектной деятельности.
- Формировать у детей с самого раннего возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
- Оказывать педагогическую поддержку родителям в вопросах воспитания и развития детей.
Б.Габдуллина, методист ЦМРиИТО